РЕАКЦИЯ САМОЛЕТА НА ОТКЛОНЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ БОКОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ
Управление бокввым движением самолета осуществляется, как правило, органами путевого и поперечного управления. Органом путевого управления является руль направления, органами поперечного управления являются элероны, дифференциально отклоняемые рули высоты, интерцепторы. Чаще на самолете используют один из способов поперечного управления, иногда для увеличения эффективности управления самолеты снабжают несколькими видами органов поперечного управления (элероны и интерцепторы, элероны и дифференциальные рули и т. д.). Отклонение органов путевого и поперечного управления позволяет изменять направление полета, ориентацию самолета относительно Земли и вектора скорости, а также сохранять прямолинейную траекторию при полете с боковым ветром и несимметричной тягой. Изменение направления полета осуществляется, как правило, отклонением органов поперечного управления и кренением самолета, реже отклонением руля направления и созданием скольжения. У маневренных самолетов имеются органы непосредственного управления боковой силой (ОНУБС), позволяющие производить разворот и без крена, и без скольжения] Из всех перечисленных органов управления боковым движением основными являются органы поперечного управления. Ими снабжены все самолеты, и используются эти органы при самых разнообразных маневрах. Руль направления играет вспомогательную роль или для ликвидации скольжения при правильном вираже, или для компенсации’момента при несимметричной тяге и боковом ветре. Несмотря на то, что органы поперечного или путевого управления предназначены для изменения момента относительно продольной или нормальной связанных осей самолета, в действительности отклонение каждого органа приводит к изменению моментов относительно и той и другой оси. Так при отклонении элеронов наряду с моментом крена возникает момент рыскания. Это усложняет реакцию самолета на отклонение каждого органа управления боковым движением. Управляемое движение при этом сопровождается одновременно и креном и рысканием. Летчиком такая реакция самолета воспринимается, как удовлетворительная, в зависимости от величины, направления отдельных компонентов, бокового движения и соотношения между ними.
Полагая, что за связанные оси координат приняты главные оси инерции самолета, будем анализировать реакцию самолета на отклонение органов поперечного управления 60 и руля’ направления 6Н.